Жизнь и труды Святого апостола Артемы
Имя Артемы – сокращенное от имени Артемидор или Артемон – Артемий. Св. Артема во всех известных списках причисляется к св. 70 апостолам. Весьма скудны сведения о нем в Священном Писании. Имя его упомянуто однажды ап. Павлом в Послании к Титу (Тит.3:12); из этого стиха видно, что Артема был спутником св. апостола и пользовался его особым доверием. В греческой Минее сказано о нем: «Артема был епископ в Листре и как ревностный последователь Христов упразднил всякое заблуждение и коварства демонов». В славянской Четьи Минее (св. Димитрия) сказано: «Артема святый, его же Павел святый (воспоминает) к Титу: егда послю Артему к тебе (Тит.3:12) бысть епископ в Листре» (4 января, л. 47) и под 30 октября: «Артема бысть епископ в Листре». Преосвященный Феофан в тoлкoвaнии на послание к Титу пишет: «о Артеме говорится в первый раз (Тит.3:12) и более о нем ничего неизвестно. Предание передает, что он был епископом в Листре. Он причисляется к 70 апостолам. Память его 30 октября» (1882. Москва, 135 стр.). В православной богословской энциклопедии, изданной под редакцией А.П. Лопухина (1900 г., т. I., стр. 1080), сказано: «Артема (сокращ. от Артемидор – дар Артемиды) один из апостолов, о котором св. ап. Павел упоминает в своем послании к Титу (Тит.3:12). О жизни его ничего неизвестно. Полагают, что он впоследствии был епископом в Листре. Память его 30 октября». Западные церковные писатели о св. Артеме сообщают: Аббат Минь (Dictioimaire de la Bible I. p. 607): «Артема, ученик ап. Павла (Тит.3:12); он был послан aп. Павлом в Крит на место св. Тита, пока сей последний пребывал при апостоле в Никополе, где и провел зиму. Ничего не известно ни о жизни, ни о смерти св. Артемы, но из поручения, которое делает ему св. Павел, видно, что он пользовался большим доверием». В Богосл. Словаре (Dewette et Weltzer) и Герцога (Богосл. Энциклопедия) сказано: «предполагают что Артема был житель Малой Азии и, быть может, его родина была Листра или один из городов, в коих проповедовал ап. Павел в первое свое путешествие с Варнавою, и тогда же, вероятно, Артема принял Евангельское учение и был рукоположен тем же апостолом во пресвитера церкви г. Листры (ср. Деян.14:21-23). «Проповедавши Евангелие сему городу – Дервии и приобретши довольно учеников, они – Павел и Варнава – обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное. Рукоположивши пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали». «Кто был Артема, или Артемиор? (спрашивает Фаррар). Что он был, подобно Трофиму или Тихику (Деян.20:4, 21:29), ефесеянином, это с большею или меньшею вероятностью можно замечать из его имени, и ап. Павел мог встретиться с ним при последнем своем посещении Ефеса» (Жизнь св. ап. Павла, стр. 1055). В правосл. церкви память св. Артемы 30 октября вместе с ап. Клеопою, Иустом, Марком и Тертием и 4 января в Соборе св. 70 апостолов. Г. Листра ныне не существует; по раскопкам, произведенным в 1892 г. в 50 верстах от Конии, по направлению к горе Али Сумас, найдены развалины, свидетельствующие о процветании здесь христианства, и думают, что здесь был древний город – Листра, близ нынешнего поселка Хотын Сарая. Во времена апостольские был ещё св. Артемон, епископ Селевкии Писидйской, которого некоторые смешивали с ап. Артемою. Св. Димитрий, митрополит Ростовский, кратко изложив житие св. Артемона, замечает: «зде же ведати потребно яко ин есть св. Артема, един от 70 апостолов, св. ап. Павлом в послании к Титу, в главе третьей воспомяновенный, епископ в Листре бывший; а ин есть св. Артемон, не от числа 70 апостолов, и не в Листре, но в Селевкии Писидийской первый бывший епископ» (Четьи Минеи, 24 марта).